Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 28837
1.  
i

Налог, ко­то­рый на­се­ле­ние во­сточ­но­сла­вян­ских зе­мель пла­ти­ло церк­ви, на­зы­вал­ся:

1) чинш
2) по­дым­ное
3) де­ся­ти­на
4) дякло
2.  
i

В ро­до­вую(-ой) об­щи­ну(-е) в ка­мен­ном веке:

1) объ­еди­ня­лись как род­ствен­ни­ки, так и люди, не свя­зан­ные кров­ным род­ством
2) важ­ней­шие во­про­сы ре­ша­ло общее со­бра­ние род­ствен­ни­ков
3) на­де­лы земли при­над­ле­жа­ли каж­дой от­дель­ной семье
4) все члены об­щи­ны были свя­за­ны одной про­фес­си­ей
3.  
i

Во время борь­бы с кре­сто­нос­ца­ми на сла­вян­ские земли во­рва­лись:

1) по­лов­цы
2) мон­го­ло-та­та­ры
3) турки-осма­ны
4) ва­ря­ги
4.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:

 

А  — за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) унии

Б  — из­да­ние Ф. Ско­ри­ной пер­вой книги в Праге

B  — утвер­жде­ние III Ста­ту­та ВКЛ

Г  — ос­но­ва­ние Эду­ка­ци­он­ной ко­мис­сии

1) БГАВ
2) ВАБГ
3) БВАГ
4) АВБГ
5.  
i

Во время войны 1812 г. на ок­ку­пи­ро­ван­ных фран­цуз­ской ар­ми­ей бе­ло­рус­ских зем­лях:

1) был ре­а­ли­зо­ван «план Огин­ско­го»
2) со­зда­ва­лись во­ен­ные по­се­ле­ния
3) было лик­ви­ди­ро­ва­но кре­пост­ное право
4) на сто­ро­ну На­по­лео­на пе­ре­ш­ла часть шлях­ты
6.  
i

После свер­же­ния Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства борь­бу с боль­ше­ви­ка­ми в Мо­ги­ле­ве воз­гла­вил(-a):

1) Об­ласт­ной ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет За­пад­ной об­ла­сти и фрон­та
2) Ве­ли­кая бе­ло­рус­ская рада
3) Став­ка Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го
4) Мин­ский Совет ра­бо­чих и кре­стьян­ских де­пу­та­тов
7.  
i

По­ли­ти­ка ге­но­ци­да  — это:

1) на­силь­ствен­ное при­со­еди­не­ние одним го­су­дар­ством тер­ри­то­рии дру­го­го го­су­дар­ства
2) по­ли­ти­ка со­труд­ни­че­ства с ок­ку­пан­та­ми
3) при­ну­ди­тель­ные по­бо­ры, взи­ма­е­мые с на­се­ле­ния ок­ку­па­ци­он­ны­ми вла­стя­ми
4) уни­что­же­ние от­дель­ных групп на­се­ле­ния по ра­со­вым, на­ци­о­наль­ным или ре­ли­ги­оз­ным при­зна­кам
8.  
i

Со­ци­аль­ные ка­те­го­рии «по­хо­жие» и «не­по­хо­жие» в ВКЛ в XV  — пер­вой по­ло­ви­не XVI в. от­но­си­лись к:

1) ме­ща­нам
2) шлях­те
3) куп­цам
4) кре­стья­нам
9.  
i

В битве на Неве со швед­ски­ми ры­ца­ря­ми (1240) ис­клю­чи­тель­ной от­ва­гой от­ли­чил­ся:

1) Давыд Грод­нен­ский
2) Яков По­ло­ча­нин
3) Глеб Мен­ский
4) Вла­ди­мир По­лоц­кий
10.  
i

Опре­де­ли­те за­да­чи новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки (нэп), ко­то­рая про­во­ди­лась в БССР с 1921 г.:

 

а  — лик­ви­да­ция то­вар­но­го го­ло­да в стра­не

б  — ис­поль­зо­ва­ние част­ных средств для вос­ста­нов­ле­ния хо­зяй­ства

в  — про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства

г  — на­ци­о­на­ли­за­ция всех средств про­из­вод­ства

1) а, б
2) а, г
3) б, в
4) в, г
11.  
i

По­ли­ти­ку бе­ло­ру­си­за­ции на­ча­ли про­во­дить в БССР с:

1) 1920 г.
2) 1922 г.
3) 1924 г.
4) 1926 г.
12.  
i

Поэт, пе­ре­вод­чик, пе­да­гог, автор сти­хо­твор­ных сбор­ни­ков «Вер­то­град мно­го­цвет­ный» и «Риф­мо­ло­ги­он, или Сти- хо­слов»  — это:

1) И. Ко­пи­е­вич;
2) Л. Са­пе­га;
3) С. По­лоц­кий;
4) А. Фи­лип­по­вич.
13.  
i

Тер­ри­то­рия За­пад­ной Бе­ла­ру­си вошла в со­став Поль­ши со­глас­но мир­но­му до­го­во­ру:

1) Брест­ско­му
2) Тиль­зит­ско­му
3) Риж­ско­му
4) Вер­саль­ско­му
14.  
i

Вой­ска Крас­ной Армии 17 сен­тяб­ря 1939 г. на­ча­ли:

1) бо­е­вые дей­ствия про­тив Гер­ма­нии
2) осво­бож­де­ние тер­ри­то­рии За­пад­ной Бе­ла­ру­си
3) опе­ра­цию «Баг­ра­ти­он»
4) бо­е­вые дей­ствия про­тив Фин­лян­дии
15.  
i

Опре­де­ли­те черту, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет бе­ло­рус­скую мо­дель со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной эко­но­ми­ки:

1) осу­ществ­ле­ние при­ва­ти­за­ции без уча­стия и кон­тро­ля го­су­дар­ства
2) вы­со­кая сте­пень го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния
3) су­ще­ство­ва­ние ис­клю­чи­тель­но го­су­дар­ствен­ной формы соб­ствен­но­сти
4) уста­нов­ле­ние ис­клю­чи­тель­но ры­ноч­ных ме­ха­низ­мов ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки
16.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт хо­зяй­ствен­но­го ме­ха­низ­ма БССР вто­рой по­ло­ви­ны 1960-х  — пер­вой по­ло­ви­ны 1980-х гг.:

1) ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия
2) отказ от пя­ти­лет­них пла­нов
3) пе­ре­ход от от­рас­ле­во­го к тер­ри­то­ри­аль­но­му управ­ле­нию про­мыш­лен­но­стью
4) лик­ви­да­ция ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ных ме­то­дов управ­ле­ния
17.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия бе­ло­рус­ской куль­ту­ры во вто­рой по­ло­ви­не XIV—XV в.

 

1)  уси­ле­ние вли­я­ния идей Про­све­ще­ния на куль­ту­ру

2)  по­яв­ле­ние па­не­ги­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ры

3)  раз­ви­тие кни­го­пе­ча­та­ния

4)  оформ­ле­ние зда­ний вит­ра­жа­ми

5)  при­да­ние ста­ро­бе­ло­рус­ско­му языку ста­ту­са офи­ци­аль­но­го языка го­су­дар­ства

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.

18.  
i

За­пи­ши­те на­зва­ние ка­те­го­рии кре­стьян в ВКЛ в XV  — пер­вой по­ло­ви­не XVI к., ко­то­рым раз­ре­шал­ся пе­ре­ход от од­но­го фе­о­да­ла к дру­го­му.

19.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЕ

A)  «Про­ща­ние с Ро­ди­ной»

Б)  «Ве­ли­кое ис­кус­ство ар­тил­ле­рии»

B)  «Ис­то­рия поль­ско­го на­ро­да»

Г)  «Грам­ма­ти­ка»

АВТОР

1)  М. Смот­риц­кий

2)  А. На­ру­ше­вич

3)  М. К. Огин­ский

4)  К. Се­ме­но­вич

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

20.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  при­ня­тие «Кон­сти­ту­ции раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма» в СССР

Б)  за­ко­но­да­тель­ные вве­де­ние раз­ных норм соб­ствен­но­сти в БССР

В)  ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС

Г)  при­ня­тие Про­до­воль­ствен­ной про­грам­мы СССР

ДАТА

1)  1977 г.

2)  1982 г.

3)  1986 г.

4)  1990 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

21.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Ху­дож­ник, ос­но­вал в конце XIX в. част­ную ху­до­же­ствен­ную школу в Ви­теб­ске. Его уче­ни­ком был все­мир­но из­вест­ный ху­дож­ник М. Шагал. В твор­че­стве от­ра­жал на­ци­о­наль­ные черты ев­рей­ско­го быта, со­здал целую га­ле­рею об­ра­зов ев­рей­ских ре­мес­лен­ни­ков.

22.  
i

Са­мо­сто­я­тель­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь на­ча­ла осу­ществ­лять с мо­мен­та:

 

1)  вступ­ле­ния в Ор­га­ни­за­цию Объ­еди­нен­ных Наций

2)  со­зда­ния Со­юз­но­го го­су­дар­ства Бе­ла­ру­си и Рос­сии

3)  при­да­ния кон­сти­ту­ци­он­но­го ста­ту­са Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР

4)  со­зда­ния Со­дру­же­ства Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств

23.  
i

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции одним из ос­нов­ных прин­ци­пов внеш­ней по­ли­ти­ки Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся:

 

1)  пе­ре­смотр по­сле­во­ен­ных го­су­дар­ствен­ных гра­ниц

2)  не­вме­ша­тель­ство во внут­рен­ние дела дру­гих го­су­дарств

3)  уча­стие в опе­ра­ци­ях НАТО

4)  обя­за­тель­ное член­ство в Ев­ро­пей­ском Союзе

24.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рой не от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду бе­ло­ру­си­за­ции:

 

Чарот, Го­лу­бок, Ми­ро­вич, Орда.

25.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Один из ор­га­ни­за­то­ров и ру­ко­во­ди­те­лей пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния в Ви­теб­ской об­ла­сти в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Герой Со­вет­ско­го Союза. В 1942 г.  — ко­ман­дир 1-й Бе­ло­рус­ской пар­ти­зан­ской бри­га­ды. По­те­рял семью, ко­то­рую не­мец­ко-фа­шист­ские за­хват­чи­ки взяли в за­лож­ни­ки и рас­стре­ля­ли. В его честь в Ви­теб­ске со­зда­ли ме­мо­ри­аль­ный музей и уста­но­ви­ли па­мят­ник.

26.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ар­хи­тек­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми, изоб­ра­жен­ны­ми на ил­лю­стра­ци­ях, и сти­ля­ми, в ко­то­рых они со­зда­ны. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А1Б4В2.

 

А

Б

В

 

1)  ба­рок­ко;   2) со­еди­не­ние эле­мен­тов ро­ман­ско­го и го­ти­че­ско­го;    3) клас­си­цизм;        4) мо­дерн.

27.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБГВ.

A)  На­ча­ло кня­же­ния в По­лоц­ке Изя­с­ла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча;

Б)  поход по­лоц­ко­го князя Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча на Нов­го­род;

B)  пер­вое упо­ми­на­ние в ле­то­пи­си г. Ту­ро­ва;

Г)  пер­вое упо­ми­на­ние в ле­то­пи­си г. По­лоц­ка.

28.  
i

Опре­де­ли­те ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, про­изо­шед­шие во вто­рой по­ло­ви­не XIX−на­ча­ле XX в. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 235. В2;

1)  Из­да­ние в Виль­не га­зе­ты «Наша нiва»;

2)  уста­нов­ле­ние черты ев­рей­ской осед­ло­сти;

3)  про­ве­де­ние го­род­ской ре­фор­мы;

4)  на­ча­ло аг­рар­ной ре­фор­мы П. А. Сто­лы­пи­на;

5)  лик­ви­да­ция Маг­де­бург­ско­го права.

29.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Про­воз­гла­ше­ние Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки (БНР)

Б)  про­ве­де­ние I Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да Со­ве­тов

B)  вто­рое про­воз­гла­ше­ние Со­вет­ской Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си (ССРБ)

Г)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

30.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  рес­пуб­ли­кан­ский ре­фе­рен­дум по во­про­су о пе­ре­но­се Дня Не­за­ви­си­мо­сти Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь с 27 на 3 июля

Б)  при­да­ние ста­ту­са кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР

В)  под­пи­са­ние Уста­ва Ор­га­ни­за­ции До­го­во­ра о кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти (ОДКБ)

1)  1991 г.

2)  1996 г.

3)  1999 г.

4)  2002 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А4БЗВ1.

31.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го те­ат­раль­но­го ре­жиссёра:

 

Ал­фе­ров, Чи­г­ри­нов, Ра­ев­ский, Ва­щен­ко.

32.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты про­ве­де­ния го­род­ской ре­фор­мы 1875 г. на бе­ло­рус­ских зем­лях:

1)  вы­бо­ры в го­род­ские думы про­хо­ди­ли на ос­но­ве все­об­ще­го из­би­ра­тель­но­го права;

2)  пра­вом го­ло­са на вы­бо­рах в го­род­ские думы на­де­ля­лись пла­тель­щи­ки го­род­ских на­ло­гов;

3)  бе­ло­рус­ские го­ро­да впер­вые по­лу­чи­ли право на са­мо­управ­ле­ние;

4)  ре­ше­ния го­род­ских дум могли быть от­ме­не­ны гу­бер­на­то­ром;

5)  го­род­ские думы за­ни­ма­лись раз­ви­ти­ем мест­ной тор­гов­ли и про­мыш­лен­но­сти.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

33.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В XI в. в По­лоц­кой земле уже была из­вест­на ки­рил­ли­че­ская пись­мен­ность. Об этом сви­де­тель­ству­ют , об­на­ру­жен­ные над­пи­си. На се­ве­ре Бе­ла­ру­си в русле реки А)__________най­де­ны боль­шие ва­лу­ны, на ко­то­рых в XII в. были вы­се­че­ны кре­сты и оди­на­ко­вая над­пись: «Гос­по­ди, по­мо­зи рабу сво­е­му Бо­ри­су». Гра­мот­ность была рас­про­стра­не­на и среди не­знат­но­го на­се­ле­ния, о чем сви­де­тель­ству­ют Б)__________ об­на­ру­жен­ные в В)__________и Мсти­слав­ле.

 

Слова:

1)  За­пад­ная Двина

2)  При­пять

3)  Мо­ги­лев

4)  Ви­тебск

5)  фрес­ки

6)  бе­ре­стя­ные гра­мо­ты

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

34.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В 1345 г. ве­ли­ким кня­зем стал Олъ­герд, ко­то­рый пра­вил в со­гла­сии с А)__________. Оль­герд ста­рал­ся

Б)______  — гра­ни­цы ВКЛ на во­сток(-е), где столк­нул­ся с В)___________.

Слова:

1)  со­хра­нить

2)  рас­ши­рить

3)  Кей­с­тут

4)  Ви­то­вт

5)  Крым­ское хан­ство

6)  Зо­ло­тая Орда

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

35.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Со­бы­тие

A)  за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской цер­ков­ной унии

Б)  на­ча­ло ин­тер­вен­ции Речи Посполн­той в Рос­сий­ское го­су­дар­ство

B)  со­зда­ние Ви­лен­ской иезу­ит­ской ака­де­мии

Дата

1)  1579 г.

2)  1596 г.

3)  1609 г.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.

36.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

Ген­ри­хо­вы ар­ти­ку­лы А)___________власть ко­ро­ля в Речи Посно­ли­той. Право уча­стия в управ­ле­нии го­су­дар­ством имело целое со­сло­вие  — Б)___________, ко­то­рое осу­ществ­ля­ло свою власть через уча­стие в В)___________.

 

Слова:

1)  огра­ни­чи­вать

2)  рас­ши­рять

3)  общий (валь­ный) сейм

4)  ма­ги­страт

5)  шлях­та

6)  ме­ща­не

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Со­бы­тие

A)  за­клю­че­ние Ям-За­поль­ско­го пе­ре­ми­рия между Речью Поспо­ли­той и Рос­си­ей

Б)  за­клю­че­ние Люб­лин­ской унии

B)  утвер­жде­ние III Ста­ту­та ВКЛ

Дата

1)  1569 г.

2)  1582 г.

3)  1588 г.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Ха­рак­те­ри­сти­ка

А)  автор поэмы «На­рочь»

Б)  автор поэмы «Новая земля»

В)  автор сти­хо­тво­ре­ния «Про­щай...»

Де­я­тель куль­ту­ры

1)  Я. Колас

2)  М. Танк

3)  А. Ку­ле­шов

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.